Россия-Туркменистан

Назад

Россия и Центральная Азия

 

Для России Центральная Азия – зона общих, исторически обусловленных интересов, партнер по привилегированному сотрудничеству в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Отсюда – лишенный политизированности курс России на всемерное укрепление уз дружбы и добрососедства со странами ЦА.

В регионе проживают около 5 млн российских соотечественников, в благополучии которых Москва искренне заинтересована.     

Со всеми государствами Центральной Азии у России сложились отношения стратегического партнерства, а с большинством из них – союзничества, что предполагает взаимопомощь в случае возникновения существенных угроз безопасности.

Эти угрозы для стран Центральной Азии исходят главным образом от международных террористических организаций (ИГИЛ, «Джебхат Фатх аш-Шам» (Аль-Каида), «Джамаат Ансаруллах», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Исламская партия Туркестана» и др.), а также нестабильности в соседнем Афганистане. С терроризмом неразрывно связана наркотическая проблема. Афганские наркотики обеспечивают существенную финансовую подпитку местным и международным террористам. В этой связи сотрудничество России с центральноазиатскими партнерами является приоритетным направлением в сфере обеспечения безопасности, как для стран региона, так и российского государства. Особая роль при этом принадлежит совместной работе по линии антитеррористических и антинаркотических структур СНГ, ОДКБ и ШОС.

На регулярной основе со странами ЦА проводятся консультации по вопросам противодействия международному терроризму, реализуются программы двустороннего сотрудничества, оказывается содействие и материально-техническая помощь, осуществляется комплекс мероприятий в рамках деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС ШОС), Антитеррористического центра СНГ (АТЦ СНГ) и Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКС).

В соответствии с совместным проектом России и Управления ООН по наркотикам и преступности для стран ЦА, Афганистана и Пакистана ведется подготовка антинаркотических кадров как на базе учебных заведений МВД России, так и с выездом профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД в регион.

Важную роль в деле обеспечения региональной стабильности в ЦА играет взаимодействие России с центральноазиатскими государствами по вопросам укрепления пограничной безопасности. В этих целях выполняется Программа государств-участников СНГ по укреплению пограничной безопасности на внешних границах Содружества на 2016-2020 гг.

Активно развивается военное и военно-техническое сотрудничество России и стран ЦА, реализуются среднесрочные и долгосрочные программы по оказанию военно-технической помощи, направленной на модернизацию вооруженных сил.

Отношения России с государствами ЦА отличает глубокая структурированность торгово-экономического сотрудничества, широкое культурно-гуманитарное взаимодействие. Этому способствует высокая интенсивность политических контактов на высшем и высоком уровнях.

В 2019 г. состоялось три крупнейших двусторонних саммита, в интересах углубления диалога с «пятеркой» успешно стартовал консультативный механизм на уровне министров иностранных дел «Центральная Азия плюс Россия». Первая встреча состоялась в Москве (5 апреля 2019 г.), вторая – в Ашхабаде (10 октября 2019 г.).

Активно развиваются межпарламентские связи и «горизонтальное» сотрудничество по линии регионов и экономических операторов сторон. Интенсификации отношений России со странами региона содействует солидная нормативно-правовая база – более 900 двусторонних договоров и межправсоглашений, 70% которых касается сферы экономики.

Межрегиональное сотрудничество со странами Центральной Азии становится одной из профилирующих форм углубления добрососедских отношений. 76 субъектов Российской Федерации развивают взаимовыгодные связи с Казахстаном, с Киргизией - 71, Таджикистаном - 80, Туркменистаном - 60 и Узбекистаном - 75. На долю российских регионов приходится 70% товарооборота.

С каждым годом ЕАЭС становится все более привлекательным центром экономического притяжения в регионе. Создан крупнейший – 183,4 млн потребителей – общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы с совокупным ВВП около 2 трлн. долл. США.

В рамках Союза обеспечивается проведение скоординированной, согласованной и единой политики в ключевых отраслях экономики, ведутся работы над созданием общего рынка электроэнергетики, нефти и газа. В планах - сформировать к 2025 году единый финансовый рынок.

Безвизовый режим с большинством государств региона, отсутствие «языкового барьера» и ментальных различий обусловливают высокий интерес граждан стран ЦА к российскому рынку труда и образованию.

Развивается взаимодействие в области миграционного регулирования, совершенствуется профильная договорно-правовая база.

На сегодня в Российской Федерации на постоянной основе пребывает более 4 млн. центральноазиатских граждан. За 2013-2018 гг. ими переведено на родину более 57,13 млрд. долл. США. По оценкам ряда экспертов, трудовыми мигрантами создается около 10% ВВП России, что указывает на обоюдовыгодный характер такого взаимодействия.

Россия занимает позиции крупнейшего инвестора в ЦА. Накопленные инвестиции в регионе (без учета российских капиталовложений из юрисдикций третьих стран) составляют около 20 млрд долл. США (в т.ч. 47% - ТЭК, 22% - цветная металлургия, 15% - телекоммуникации), работают более 10 тыс. российских и совместных предприятий.

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, за 9 месяцев 2019 г. (данные на 14 ноября 2019 г.) объем торговли России со странами ЦА суммарно достиг 20,5 млрд. долларов США (Казахстан – рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. составил 5,06% и достиг 14,05 млрд. долл. США; Киргизия – 1,01% до 1,36 млрд. долл. США; Таджикистан – 0,11% до 689,6 млн. долл. США; Туркменистан – 77,69% до 421,95 млн. долл. США; Узбекистан – 14,14% до 3,54 млрд. долл. США).

Структуру товарооборота, помимо сырьевых позиций, формируют промтовары, сельхозпродукция, продукты химии, нефтехимии, фармацевтики, металлургии, автомобиле- и машиностроения. 

Россия является крупнейшим донором в регионе. Всего за период 2008 - 2019 гг. оказано содействие странам Центральной Азии в объеме, превышающем 6,0 млрд. долл. США.

Безвозмездная финансовая помощь за период с 2008 г. по 2019 г. составила:

- на двусторонней основе более 4,2 млрд. долл. США;

- по линии ООН свыше 600 млн. долл. США;

- по линии Всемирного Банка и других структур более 600 млн. долл. США;

- по линии ЕАЭС (часть реализованного в ЦА взноса России
в Евразийский фонд стабилизации и развития) свыше 592,3 млн. долл.
США.

Другие формы содействия:

- порядка 160 тыс. граждан государств ЦА ежегодно обучаются в вузах России (по данным Минобрнауки России на 01.11.2019 г.). Из них – 59 тыс. за счет государственного бюджета России (около 100 млн. долл. США в год);

- переданы десятки тонн имущества и транспортных средств Киргизской Республике и Республике Таджикистан;

- списание задолженности перед Россией (Киргизия – 488,0 млн. долл. США; Узбекистан – 865,0 млн. долл. США);

- поддержка ряда государств региона путем беспошлинной поставки нефти и нефтепродуктов (2 млрд. долл. США: Киргизия – 1 849,59 млн. долл. США; Таджикистан – 197,92 млн. долл. США);

- поставлены сотни тыс. тонн продовольствия и семян для более чем 100 тыс. домохозяйств.

Центральная Азия продолжает оставаться приоритетным регионом в рамках российской политики в области содействия международному развитию по линии программ, фондов и специализированных агентств системы ООН. В настоящее время в интересах социально-экономического развития стран ЦА реализуются проекты по линии Программы развития ООН (вся «пятерка»), Детского фонда ООН (Таджикистан), Программы ООН по окружающей среде (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), Фонда ООН в области народонаселения (Киргизия), ВОЗ (во всех государствах за исключением Туркменистана), Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), ЮНИДО (Киргизия), ФАО (Таджикистан, Киргизия), ВПП (Таджикистан), направленные
на повышение устойчивости к изменению климата, в первую очередь в сельских районах и в различных секторах экономики (сельскохозяйственном, водном, туристическом и др.), а также на укрепление систем здравоохранения и борьбу с инфекционными заболеваниями, улучшение продовольственной безопасности и школьного питания. В ходе реализации проектов с российским донорским участием проводятся также мероприятия по расширению возможностей женщин и молодежи, в частности, через повышение занятости, создание рабочих мест, развитие предпринимательства, улучшение цифровых навыков.

Страны ЦА являются бенефициарами ряда региональных проектов на пространстве СНГ, в частности, в сфере энергоэффективности, расширения доступа к финансированию в области климата, образования.

Совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ прорабатывается вопрос о проведении в Шымкенте, Казахстан (объявлен культурной столицей СНГ в 2020 г.) во второй половине 2020 г. первого Международного фестиваля культуры «Душа Азии», который в дальнейшем предполагается проводить
на ежегодной основе в крупных городах региона. По замыслу инициаторов проекта фестиваль должен важным инструментом для дальнейшего упрочения культурных связей, сближения народов России и Центральной Азии.

В ЦА функционируют представительства и филиалы ведущих российских вузов: МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭУ им. Г.В.Плеханова, МАИ, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, НИТУ «МИСиС», НИУ «МЭИ» и др. В мае 2019 г. в Узбекистане открыт первый на пространстве СНГ филиал МГИМО(У) МИД России. Успешно работают совместные высшие учебные заведения в Киргизии и Таджикистане: Киргизско-Российский Славянский университет и Российско-Таджикский (Славянский) университет. Пользуется высокой популярностью Совместная российско-туркменская общеобразовательная школа им.А.С.Пушкина в Ашхабаде. Прорабатывается вопрос об открытии на территории Казахстана совместного российско-казахстанского университета и общеобразовательной школы.

В филиалах российских вузов в центральноазиатских странах готовятся десятки тысяч молодых квалифицированных специалистов. Обучение в русскоязычных школах дает возможность гражданам стран ЦА поступать в вузы России на равных основаниях.

Россотрудничеством обеспечено функционирование Интернет-ресурса «Система поддержки русских школ». Образовательным организациям в странах ЦА предоставлен бесплатный доступ к более чем 186 тыс. электронным книгам, учебникам и методической литературе на русском языке (количество книговыдач в 2019 г. составило 6063).

Агентством в 2019 г. осуществлена поставка более 41 тыс. экз. учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, а также художественной литературы на русском языке для русских школ в ЦА (в Казахстан – 14 тыс., Киргизия – 9,2 тыс., Таджикистан – 10,2 тыс., Туркменистан – 6 тыс., Узбекистан – 2 тыс.).

Отношения между Россией и Туркменистаном развиваются поступательно. Об этом, в частности, свидетельствует их выход на уровень стратегического партнерства, что зафиксировано в соответствующем Договоре, подписанном в ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Ашхабад в октябре 2017 года.

Политический диалог характеризуется высоким уровнем доверия и взаимопонимания. 11 октября 2019 г. в Ашхабаде «на полях» заседания Совета глав государств – участников СНГ состоялась двусторонняя встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Туркменистана Г.М.Бердымухамедовым. Председатель Правительства Российской Федерации дважды встречался с туркменистанским лидером в 2019 г.: «на полях» заседания Совета глав правительств государств – участников СНГ (г.Ашхабад, 31 мая) и в рамках Первого Каспийского экономического форума (г.Туркменбаши, 12 августа).

Между двумя странами налажены устойчивые межпарламентские, межведомственные, межрегиональные обмены. По нарастающей развивается торгово-экономическое взаимодействие, в том числе в областях энергетики, транспорта, строительства, сельского хозяйства.

В России с глубоким уважением относятся к проводимой туркменским руководством политике постоянного позитивного нейтралитета, рассматривая её как важный вклад в обеспечение стабильности и устойчивого развития региона Центральной Азии.